Санитарные меры, барьеры и ограничения в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза

Одной из основных задач Евразийского экономического союза (далее–Союз) является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров и с минимальным количеством ограничений и изъятий, так как наличие этих препятствий не позволяет в полной мере реализовать один из базовых принципов интеграции, заложенных в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Договор) – свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях стран Союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 14 ноября 2017 г. № 152 утверждена Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения.
В настоящее время уже сформирован единый реестр препятствий в рамках общей интегрированной информационной системы Союза и определены значения понятий «изъятия» и «ограничения», а также «барьеры» с учетом специфики евразийской экономической интеграции.
Барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, несоответствующие праву Союза.
Изъятия – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.
Ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.
В целях повышения эффективности взаимодействия Комиссии с бизнес-сообществом и гражданами Союза, а также для повышения открытости и прозрачности применяемых государствами-членами Союза изъятий и ограничений, выявленных барьеров и принимаемых по их устранению мер создан специальный информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза», ориентированный на широкую аудиторию. На данном портале граждане и юридические лица Союза могут детально ознакомиться с текущим состоянием работы по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений, подать информацию о выявленных препятствиях, а также отследить их статус.
С января 2019 года государствами-членами Союза совместно с Комиссией устранено 13 препятствий (10 барьеров и 3 изъятия). По состоянию на конец 2019 года в Реестре препятствий содержится 18 барьеров, 38 ограничений и 14 изъятий.
Договором определено, что санитарные меры – это обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора проб, методов исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к маркировке и упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека.
Санитарные меры направлены на устранение или уменьшение рисков, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), обращения опасной для здоровья человека продукции.
В случае выявления на рынке Союза продукции, не соответствующей обязательным санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, в том числе включенным в технические регламенты Союза, случаев болезней, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение, с учетом анализа потенциальной опасности для жизни и здоровья населения, незамедлительно принимаются исчерпывающие меры по недопущению к реализации (изъятию из обращения) такой продукции и проводятся необходимые санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Вместе с тем, необходимо четко разграничивать понятия «санитарные меры» и «препятствия» (барьеры, изъятия и ограничения).
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения государств-членов Союза осуществляется путем применения санитарных мер, в том числе с целью исключения обращения исключительно небезопасной для жизни и здоровья человека продукции (товаров), на основе взвешенной оценки рисков и пропорциональности ограничительных мер.
По итогам 2019 года в Республике Беларусь в результате проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в рамках международных обязательств при введении временных санитарных мер одним из государств-членов Союза, приостановлен, либо запрещен ввоз 9,9 тысяч партий товаров, объемом более 153 тысяч тонн, что позволило не допустить чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья.

Мойсак И.В., ts1@rcheph.by ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», Минск, Беларусь